- Райкин Аркадий Исаакович
Райкин Аркадий Исаакович (19111987), артист эстрады, народный артист СССР (1968), Герой Социалистического Труда (1981). В Петрограде (Ленинграде) с 1922. Окончил Ленинградский институт сценического искусства (1935, руководитель курса В. Н. Соловьёв), работал актёром в Ленинградском ТРАМе и Новом театре. Уже тогда обнаружил стремление к характерности, точному и выразительному пластичному рисунку роли, способность к импровизации. Роли: Виноградский («Начало жизни» Л. С. Первомайского, 1935), Керекеш («Глубокая провинция» М. А. Светлова, 1936). На эстраде начал выступать в студенческие годы. В 1939 стал лауреатом 1-го Всесоюзного конкурса артистов эстрады, где показал несколько пародийных номеров (в том числе Чарли Чаплина), продемонстрировав незаурядные способности к трансформации, мягкую манеру, естественность и простоту общения со зрителем. В этом же году вместе с группой артистов основал Ленинградский театр эстрады и миниатюр (см. Театр миниатюр, с 1942 художественный руководитель), где наряду с конферансом исполнял интермедии, скетчи, фельетоны, моноспектакли, пантомимы, играл в небольших сценках и т. д. В годы блокады вместе с театром был эвакуирован в Ташкент, выступал на фронтах Великой Отечественной войны. В каждой из программ театра, отличавшихся жанровым разнообразием, Райкин исполнял десятки ролей. В монологах, в которых с калейдоскопической быстротой сменялись разнохарактерные роли («Спальный вагон прямого сообщения», «У театрального подъезда», «Летом на юге» и др.), Райкин достигал виртуозного мастерства мгновенной трансформации, используя лишь незначительные аксессуары (детали костюма и масок, парик и др.). Постепенно артист отказался от масок, добиваясь точности и узнаваемости лишь за счёт внутренней характерности: в монопьесах «История одной любви», «Жизнь человека», «Юбилей» и других ему удавалось в течение нескольких минут показать целую жизнь. Умение находить самую яркую, жизненно правдивую деталь, точность жеста, интонации позволили создать галерею разнообразных персонажей, дать множество сатирических и комических зарисовок.
В творчестве Райкина традиционная миниатюра приобретала психологическую глубину, масштабность, не утрачивая эстрадной броскости, увлекательной эксцентричности. Многие реплики героев Райкина вошли в обиходный словарь: «Авоська», «Товарищ не понимает», «В греческом зале», «Дифсит» и др. С 1981 Райкин жил в Москве.
Снимался в художественных, документальных и телефильмах. Многократно гастролировал за рубежом. Ленинская премия (1980).
Сочинения:
Электрокардиограмма, «Смена», 1978, № 13, 15.Литература:
Рудницкий К., Книга о Райкине, в сб.: Искусство эстрады, в. 3, М., 1962;
Бейлин А., А. Райкин, [2 изд.], Л., 1969;
Рома Р., Два рассказа о Райкине, «Юность», 1974, № 10;
Уварова Е., А. Райкин, М., 1986.
Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург». - М.: Большая Российская энциклопедия. Белова Л.Н., Булдаков Г.Н., Дегтярев А.Я. и др.. 1992.